Театр в ХХ веке

ТЕАТР В ХХ ВЕКЕ

20-е – 30-е годы

В первые годы советской власти в Одессе возникло несколько новых театров: «Красный факел», Первый рабоче-крестьянский театр, Молодёжный театр, Футуристический театр и др. Наиболее успешным и жизнеспособным из них стал созданный в 1920 году театр «Массодрам» (Мастерская социалистической драматургии). В театре «Массодрам» был взрощен ряд замечательных актёров. Здесь сыграла свои первые роли будущая прима московского Малого театра Дарья Зеркалова. Кроме работы в «Массодраме» Зеркалова участвовала в антрепризных постановках. Наиболее яркими ролями одесского периода жизни Зеркаловой стали Анютка («Власть тьмы» Л. Толстого), Марьюшка («Горе-злосчастие» В. Крылова), Коллет («Погибшая девчонка» Л. Ламиура), Юлия Тугина («Последняя жертва» А. Островского).

«Массодрам» менял свой адрес несколько раз: некоторое время этот театр располагался в небольшом помещении в Красном переулке, затем на улице Херсонской, 17, (в здании, где ныне расположен Украинский театр). В августе 1926 года, по решению горисполкома театр «Массодрам» был объединён с районным драматическим театром имени Тараса Шевченко, занимавшим помещение на углу улицы Греческой и Колодезного переулка. Объединению было присвоено новое название – Одесский русский драматический театр.

1 октября 1926 года состоялась премьера спектакля «Эуген Несчастный» по пьесе Э. Толлера в постановке А. Харламова – эта постановка стала точкой отсчёта нового этапа творческой истории Русского театра в Одессе. В 1927 году театр стал государственным предприятием, ему было присвоено имя ушедшего в том же году из жизни председателя одесского губернского исполкома Андрея Васильевича Иванова, человека, имевшего прямое отношение к революционной деятельности и самое отдаленное - к театральному искусству. Так или иначе, но театр носил имя А. Иванова восемь десятилетий.

Новообразованный театр возглавил человек из Москвы - режиссер московского Театра Революции Алексей Львович Грипич, ученик легендарного Всеволода Мейерхольда. Грипич приехал в Одессу с готовым репертуарным планом и своей творческой программой и пригласил в труппу театра целую группу новых актеров, в том числе из театров Москвы и Петрограда. В их числе был 27-летний Михаил Астангов, получивший впоследствии всесоюзную известность, блиставший на сценах московских театров имени Моссовета и имени Вахтангова и сыгравший более 30 ролей кино (наиболее известные – граф Аракчеев в фильме «Суворов» (1940), Негоро в фильме «Пятнадцатилетний капитан» (1945), доктор Вернер в фильме «Княжна Мери» (1955)). В Одессе Астангов ярко заявил о себе с первого же спектакля «Джума Машид» по пьесе Г.Венецианова в постановке А. Грипича. Следующая роль Астангова - Бетховен в одноименной пьесе М.Жижмора (режиссер – Я. Варшавский) принесла огромный успех актеру и театру. Актёр проработал в театре два неполных года, но это было время серьёзных творческих побед.

Алексей Грипич поставил в Одессе пять спектаклей, самым легендарным из которых стала первая постановка пьесы Исаака Бабеля «Закат». Режиссёр лично встречался и переписывался с Бабелем, корректируя и уточняя некоторые сцены. Спектакль был сделан цельно и строго с минимумом так называемого «одесского колорита» и в своем звучании поднимался от частной истории одной еврейской семьи к главным вопросам современной жизни. К сожалению, из-за последовавшей критики сверху «Закат» продержался в репертуаре меньше сезона. Только через 60 лет, в 1987 году запрещенная пьеса Бабеля получила свое второе сценическое рождение на сцене театра.
В ряд самых значительных постановок конца 20-х начала 30-х годов стала инсценировка «Похождений бравого солдата Швейка» Я.Гашека, сделанная заведующим литературной частью театра А. А. Грином и поставленная режиссёром Я. Варшавским в сценическом оформлении Р. Распопова. Спектакль продержался в репертуаре много лет. Роль Швейка исполнял ведущий актёр труппы Сергей Петров.
С 1933 года и до начала войны художественным руководителем театра был выдающийся советский режиссер Авраам Треплев. Первая постановка Треплева в Одессе - «Интервенция» Льва Славина по оценке самого драматурга была лучшей из более двух десятков, различных постановок пьесы, шедших во многих городах Советского Союза. В памяти одесских театралов также остались такие спектакли Треплева, как «Враги» М. Горького, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского.
Любимыми актерами одесситов этого периода истории театра также стали отмеченные впоследствии различными наградами и званиями Матвей Ляров, Наум Соколов, Любовь Майфус, Николай Комиссаров, Николай Волков-старший, Павел Михайлов. Кроме Треплева спектакли ставили режиссеры Владимир Вильнер, Игорь Кроль, Сергей Тимохин.
В 1939 году на главную роль в пьесе Карела Чапека «Мать» А. Треплев пригласил звезду Одесского еврейского театра Лию Бугову – актрису, которая затем более сорока лет для многих зрителей олицетворяла славу и мастерство Одесского русского театра и сыграла на этих подмостках множество блистательных ролей.

[widgetkit id=7]

40-е – 60-е годы

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны коллектив театра был расформирован. Но театр не пустовал и в годы оккупации: на его сцене проходили концерты знаменитого русского шансонье Петра Лещенко, спектакли играла русская драматическая труппа под руководством популярного в дореволюционной Одессе актера и антрепренера Василия Вронского.
Сразу после освобождения города  в 1944 году, театр возобновил свою работу, представив одеситам новые спектакли, на актуальную военную тему – «Русские люди» К. Симонова, «Вторжение» Л. Леонова, «Песня о черноморцах» Б. Лавренёва.

В 1945 году художественным руководителем театра стал народный артист Украины Александр Иванович Соломарский. Среди многочисленных постановок, осуществлённых им, одесситам наиболее запомнились спектакли «Давным-давно» А. Гладкова, «Русский вопрос» К. Симонова, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, «Ревизор» Н. Гоголя.

В период 40-х – 60-х годов успехом у зрителей пользовались постановки Абрама Рубина («Последняя жертва» А. Островского, «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Воскресенье» Л. Толстого и др), Сергея Тимохина («Обрыв» И. Гончарова, «Девушка с кувшином» и «Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега, «Хищница» О. де Бальзака и др), Виктора Лебедева («Таня» А. Арбузова, «Деревья умирают стоя» А. Касоны, «Король Лир» В. Шекспира» и др.). После войны в труппу вернулись мастера старшего поколения Николай Комиссаров, Николай Волков, Матвей Ляров, Леонид Замберг, Павел Михайлов, Лия Бугова, Зинаида Гасаненко, Наталья Мерцалова, Зинаида Дьяконова. К ведущим актерам довоенной труппы в конце 40-х начале 50-х еще присоединились Яков Заславский, Леонид Маренников, Леонид Чиниджанц, Леонид Замберг чуть позднее - Сергей Простяков.

[widgetkit id=8]

Здесь же начинал карьеру известный советский актёр Владимир Самойлов.

Рядом с мастерами в 50-х – 60-х годах начинали свой творческий путь Роза Балашова, Игорь Шелюгин, Ирина Раева, Валентина Кулакова, Галина Ноженко, Иван Колесниченко, Нинель Корф, Сергей Ярмолинец, Александр Филатов, Тамара Дмитренко, Юрий Горобец, Валентина Прокофьева, Александра Рославцева, Светлана Климова, Виктор Бялецкий, Андрей Гончар, Владимир Наумцев.
В 1956 году в труппу театра влилась актёрская семейная пара – Евгений Котов и Лидия Полякова. Они прослужили одесским подмосткам без малого 40 лет, сыграв целую галерею незабываемых персонажей.

[widgetkit id=9]

Переехавший в 1964 году в Одессу из Брянска заслуженный артист РСФСР Борис Зайденберг сыграл на одесской сцене ряд блистательных ролей. Самые знамените театральные работы Б. Зайденберга Евдокимов - «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, Раевский - «Всего 13 месяцев», Годунов - «Царь Фёдор Иоаннович», Герострат «Забыть Герострата». Актёр не только играл на сцене, но и ставил спектакли. Его постановки: «Человек со звезды» К.Виттлингер, «Варшавская мелодия» Л.Зорина, «Уступи место завтрашнему дню» В.Дельмар, «Звезды на утреннем небе» А.Галина, «Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса и др. были образцами умной тонкой современной режиссуры

В 50-х – 60-х годах театр прославился не только выдающимися актёрским и режиссёрскими работами, но и замечательным оформлением спектаклей: здесь работали выдающиеся театральные художники Георгий Орлов, Леон Альшиц и Михаил Ивницкий.
В 1964 году театр возглавил режиссер Владимир Бортко. По эмоциональной насыщенности внутренней жизни коллектива и масштабу внешних событий – то есть спектаклей, вышедших в эти годы, «времена Бортко» оставили глубочайший след в истории театральной Одессы. Гражданский пафос и душевный романтизм спектаклей Бортко были в русле творчества «шестидесятников», совпадали с ощущением времени, и потому особенно заинтересованно и тепло принимались зрителями. Спектакли Бортко «104 страницы про любовь» Э.Радзинского, «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э.де Филиппо», «Бег» М.Булгакова, «Всего тринадцать месяцев» Ю.Дынова и другие использовались огромным успехом.

[widgetkit id=10]

70-е – 90-е годы

В 1969 году главным режиссером театра стал Виктор Стрижов. Его постановки - «Дело» А.Сухово-Кобылина (1971г.), «Царь Федор Иоанович» А.Толстого (1972г) «Забыть Герострата» Г.Горина (1973г.). становились для города не только художественными, но и общественными событиями.
В 1974 году театр возглавил Константин Чернядев. Этот режиссёр обращался в своей работе, в основном, к современной русской и зарубежной драматургии, ставил подробные психологические, аналитические спектакли, посвященные проблемам человеческих, любовных и семейных отношений. Среди лучших постановок Константина Чернядева были «Долги наши» Э.Володарского, «Старомодная комедия» А.Арбузова, «Загнанная лошадь» Ф.Саган.
Возглавивший театр в 1978 году Виктор Терентьев, был мастером масштабных эпических спектаклей. Вместе с новым главным художником театра, лауреатом Государственной премии СССР Александром Кривошеиным они создали ряд монументальных постановок, среди которых особенно удачными оказались инсценировка «Тихого Дона» по М.Шолохову, «Мельница счастья» В.Мережко, «Три сестры» А.Чехова. Были в эти годы значительные постановки приглашенных режиссеров. «Бесприданница» А.Островского (1973 г.) в постановке Матвея Ошеровского и «Зыковы» М.Горького (1977) в постановке Эдуарда Митницкого, взволновали неожиданным, современным прочтением классических пьес. «Самозванец» Л.Корсунского в постановке Романа Виктюка стал ярким образцом самобытного художественного языка режиссера.
Ведущими актерами труппы в этот период становятся Андрей Гончар, Игорь Шелюгин, Елена Аминова, Георгий Дрозд, Наталья Дубровская, Тамара Мороз, Валерий Апраксин, Валерий Бассэль, Виктор Пименов, Лариса Коршунова, Татьяна Опарина, Юрий Вотяков впоследствии получившие звания заслуженных и народных артистов Украины.

[widgetkit id=11]

С 1980 году в театре работает актёрская супружеская пара Валерий Жуков и Людмила Агафонова. На их счету – множество мастерски сыгранных ролей в запомнившихся одесским театралам спектаклях
В 1987 году театр снова возглавил вернувшийся из Москвы Виктор Стрижов. Самые значительные спектакли этого периода: «Закат» И.Бабеля, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Седьмой подвиг Геракла М.Рощина в его постановке отвечали эстетическим и социальным ожиданиям «перестроечных» лет. В это время на сцене театра ярко заявил о себе Олег Школьник, специально приглашенный Виктором Стрижовым для исполнения роли Менделя Крика в спектакль «Закат». В конце 80-х начале 90-х годов в труппу театра пришли Геннадий Скарга, Юлия Скарга, Михаил Дроботов, Ирина Надеждина (Курочка), Александр Суворов, чуть позднее - Светлана Горчинская. Сегодня это – ведущие актёры театра.

[widgetkit id=12]

В числе самых удачных постановок последнего десятилетия ХХ века следует в первую очередь назвать следующие спектакли: «Мудрец» А.Островского (режиссер – Аркадий Кац), «Пат, или игра королей» П.Когоута (режиссер – Виктор Стрижов), «Кин IV» Г. Горина (режиссёр Юрий Кочевенко), «Убийство – дело семейное» и «Деревья умирают стоя» А. Касоны (режиссёр Геннадий Скарга) а также четыре спектакля в постановке известного мастера режиссуры из Львова Аллы Бабенко: «Маленькая девочка» Н. Берберовой, «Мужчина» Г.Запольской, «Мачеха» О. де Бальзака и «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана.
В 1996 году в труппу театра пришли и сразу заняли достойное место звезды одесской оперетты, народные артисты Украины Людмила Сатосова и Семен Крупник. Их дебютом стал мюзикл «Дилижанс из Руана» по мотивам новеллы Г. де Мопассана «Пышка» в постановке заслуженного артиста Украины Виктора Стрижова. В этом спектакле они сыграли супружескую чету – графа и графиню де Бревиль. Крупник и Сатосова без остатка отдали театру последние 12 лет своей творческой биографии (оба ушли из жизни в 2008 году), сыграв яркие роли в многих спектаклях.

[widgetkit id=13]

Большой резонанс имели спектакли, созданные театром на рубеже второго и третьего тысячелетий, в 1999-2000 годах: «Ричард III» В. Шекспира в постановке Александра Дзекуна, «Конкурс» и «Аккомпаниатор» по пьесам Александра Галина в его собственной постановке (эти два спектакля оформлял всемирно известный сценограф Давид Боровский), «Анна Каренина» Л. Толстого в постановке Эдуарда Митницкого.


Текст: Юрий Волчанский.